Блог

Психологические типы

В «Психологических типах» Юнг приходит к выводу, что существует четыре функции сознания, которые называются ощущение, мышление, чувствование и интуиция. Это не собственные термины Юнга, более того, они взяты из истории психологии, и несут на себе тень предыдущих значений, оставленную многими целителями и философами. Вспомним четыре темперамента Гиппократа: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик. Теория психологических типов Юнга некоторым образом напоминает «психологию способностей» XVIII века, разработанную такими теоретиками как Христиан фон Вольф и Томас Рид, по мнению которых, сознание состоит из различных сил и качеств, которые называются «способностями». Одна из этих способностей – воля (willing) - стала для Шопенгауэра главным атрибутом бессознательного разума. Фрейд и Адлер разовьют эту тему в их теориях желания и сверхкомпенсации. Их идея эго была фактором, которому пришлось защищать себя от слишком большого знания о воле и бессознательном разуме. Способности эго могли бы, таким образом, лучше определиться как способы защиты, даже если эти защиты позволяли психике преследовать свои истинные цели под маской, как оно и было.

МИФОДРАМА «ГРЕЧЕСКОЕ СОТВОРЕНИЕ МИРА»

Сюжет о рождении мира нам представляется универсальным инструментом для починки бытия, механизмов мироздания. В «Мифе о вечном возвращении» Мирча Элиаде указывает на способность архаического и до-христианского – даже «вне-христианского» вне зависимости от времени – человека в целом воссоздавать свой Космос (упорядоченный мир) из Хаоса (небытия или же полной смешанности и путаницы). Архаическая и языческая мифология вообще всегда циклична; линейное время стало важным лишь при христианстве, где есть акты неповторимые. Потому для архаического, языческого человека становится возможна «починка мира», которая творилась в критический момент окончания одного годового цикла и начала нового. В наши дни любой – разыгранный мифодраматически – сюжет о рождении мира оказывается таким архетипическим методом исправления сущности своего бытия, своего видения мира.[1]

ТАРО И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Прежде чем говорить о Таро, следует сказать о том влиянии, которое оказала аналитическая психология на оккультное сообщество. Не будет преувеличением утверждать, что открытиями аналитической психологии для эзотерической науки началась новая эпоха. Впервые со времен картезианской революции вся глубина символической и духовной Вселенной, отвергнутая рационалистами как предрассудок, получила возможность триумфального возрождения в новом качестве, как сокровищница внутренней бесконечности нашей психики, которая, оказывается, едина с миром.